Для полноценной работы дерево и металлообрабатывающих станков, различных смесителей и мельниц, конвейерного и грузоподъемного оборудования часто требуется снижение скорости вращения вала приводного двигателя с одновременным увеличением крутящего момента. Такое изменение помогают осуществить редукторы – механизмы, состоящие из двух или более подвижных колес, на которых нарезаны зубья определенного профиля. Зубчатые колеса жестко закреплены на свободно вращающихся в подшипниках валах и находятся в попарном зацеплении друг с другом. Цилиндрический редукторВиды и классификация  Существует несколько параметров, по которым зубчатые передачи различаются между собой: • расположение осей валов; • взаимное расположение колес сопряженной пары и вращение их относительно друг друга;  • тип зацепления зубьев; • расположение зубьев на поверхности колес; • количество ступеней. В зависимости от того, как расположены в пространстве оси входного и выходного валов выделяют следующие виды зубчатых передач: • цилиндрические и планетарные – у которых оси вращения валов параллельны или находятся на одной линии; • конические – с пересекающимися под определенным углом валами; • червячные – выделяющиеся тем, что оси сопряженной пары скрещиваются только под прямым углом.    угловой конический редукторчервячный редукторпланетарно-цилиндрический редуктор   Исходя из взаимного расположения элементов сопряженной пары и направления вращения колес, выделяют передачи с внешним и внутренним зацеплением. прямозубное зубчатое колесоВ группу редукторов с внешним зацеплением входят модели с цилиндрической, конической и червячной передачей. Вращение колес или червяка, находящихся между собой в зацеплении, осуществляется в разных направлениях. В передачах с внутренним зацеплением, к которым относятся планетарные механизмы, ведущее и ведомое колесо могут вращаться как в одну, так и в противоположные стороны. Это зависит от того, какое из колес является опорным и от количества степеней свободы.   Тип зацепления между парой зубчатых колес определяется поперечным профилем нарезанных на них зубьев. Эвольвентная передача наиболее распространена и используется в планетарных, цилиндрических, червячных и некоторых сериях конических редукторов. При таком типе зацеплении контакт между сопряженными зубьями происходит по прямой линии, а их профиль обеспечивает плавное перекатывание без перекосов и защемления.          шевронное колесо По расположению продольной линии зубьев к оси вращения колеса передачи могут быть прямозубыми, косозубыми и шевронными. В передачах с прямыми зубьями линия их контакта параллельна осям вращения колес. Такие механизмы обеспечивают жесткое зацепление, высокий коэффициент полезного действия, но не могут обеспечить высокий крутящий момент на выходном валу.    Цилиндрическая зубчатая передача с зубьями, расположенными под углом к оси вращения колеса, характеризуется мягким зацеплением и увеличенной площадью контакта, что позволяет передавать высокие угловые скорости и большие крутящие моменты, по сравнению с прямозубыми колесами. Однако из-за особенностей передачи этого типа для нормальной работы редукторов требуется установка опорных подшипников, которые будут компенсировать сдвигающие осевые силы.    В колесах шевронного типа зубья располагаются не только под углом к оси вращения, но и навстречу друг другу. Это позволяет использовать все преимущества косозубых колес без компенсации осевых сдвигов и установки самоустанавливающихся подшипников. Недостатком эвольвентного зацепления зубьев является повышенное требование к соблюдению межосевого расстояния сопряженных колес.  В червячной передаче функцию одного из колес выполняет винт с небольшим количеством зубьев, которые имеют большой угол наклона. Особенности червячного зацепления не позволяют выполнить реверс вращения от тихоходного вала к быстроходному.  редуктор с зацеплением новикова Зацепление Новикова относится к косозубым передачам с криволинейным (винтовым) профилем зубьев. Пара состоит из двух конических или цилиндрических колес, в том числе с внутренним зацеплением. Контакт сопрягаемых зубьев с профилем Новикова происходит не линейно, как в эвольвентных передачах, а в одной точке. Скольжение зубьев относительно друг друга осуществляется не перпендикулярно продольной линии, а вдоль нее. Выпуклая поверхность одного из сопрягаемых зубьев находится в плотном контакте с вогнутой частью другого. Благодаря этому передача Новикова позволяет передавать большие усилия, чем ранее рассмотренные типы зацеплений.    Применение зубчатых передач того или другого вида обусловлено необходимой частотой вращения выходного вала, требуемым крутящим моментом и допустимой консольной нагрузкой, а также оптимальной компоновкой под конкретные условия эксплуатации.