Принцип вращения и перемещения по типу качения использовался людьми во все времена, поскольку это менее энергозатратно и не так изнашивает контактные поверхности, как трение скольжения. Во всех устройствах, связанных с электричеством, транспортных средствах, в промышленном оборудовании ― присутствуют именно подшипники качения, особенности которых определяют работу узлов вращения.
В данном материале рассмотрим где применяются подшипники качения разных видов.
Где применяются подшипники качения? ― Везде!
Назначение подшипников качения определяет устройство их деталей и исполнение. Размерная серия и габариты соответствуют конкретным нагрузкам узла вращения.
Подшипники качения, применение согласно конструкциям и исполнениям:
A — шариковый радиальный со штампованным стальным сепаратором: применяются в узлах со средней статической (кг/кв.см) и средней динамической (об/мин) нагрузкой без осевого воздействия, без вибрации; не рассчитаны на нарушение соосности и биение, поэтому устанавливаются с жесткой фиксацией в корпусе или в комплексе с другими подшипниками; используются в электродвигателях, генераторах, вентиляторах, станках.
B — шариковый радиально-упорный с полиамидным сепаратором: контактные поверхности колец расположены под углом друг относительно друга, что позволяет подшипнику воспринимать умеренные радиально-осевые нагрузки; используется в энергетике, на транспортных средствах, в промышленном оборудовании.
C — шариковый сферический: рассчитан на скоростное вращение в условиях подвижности (гибкости) вала и нарушении соосности; имеет радиальное “призвание”, но выдерживает минимальное осевое воздействие; используется на транспорте, добывающем и промышленном оборудовании.
D — двухрядный шарикоподшипник: предназначен для нагруженных узлов радиального высокоскоростного вращения; требует жесткости фиксации и соосности; устанавливается в компактных узлах, где нет места для размещения двух однорядных подшипников.
E — закрепляемый шарикоподшипник с торцевыми уплотнениями: за счет увеличенного внутреннего кольца прочно фиксируется на валу стопорными винтами/шпильками; рассчитан на умеренные радиальные нагрузки; уплотнения типа 2RS позволяют устанавливать такие модели в узлах, подверженных запылению, влажности ― на сельхозтехнике.
F (тип NU), G (тип NJ), H (тип NUP), I (тип N) — разъемные роликовые однорядные радиальные цилиндрические подшипники с разными исполнениями направляющих бортов на наружном и внутреннем кольцах: выдерживают высокие статические и динамические радиальные нагрузки; разъемная конструкция допускает последовательный монтаж и взаимозамену колец; компенсируют небольшие осевые смещения вала/корпуса в одну/обе стороны; устанавливаются на тяжелых электродвигателях, производственных машинах.
J — двухрядный роликовый, без направляющих бортов на наружном кольце: рассчитан на особо тяжелые статические и средние динамические нагрузки в компактных узлах, где нет места для установки двух однорядных; допускает двусторонние смещения корпуса и последовательный монтаж.
K — однорядный роликовый конический: воспринимает комбинированную радиально-осевую нагрузку; рассчитан на высокую статическую и среднюю динамическую нагрузку, разъемный, часто применяется на различных транспортных средствах.
L — игольчатый подшипник: воспринимает исключительно радиальную нагрузку при высокоскоростном вращении легких компактных узлов; малая высота поперечного сечения при жесткой конструкции; есть как разъемные, так и неразъемные модели; есть варианты игольчатых подшипников без внутреннего кольца, или вообще без колец.
M — тороидальный роликоподшипник: сочетает компактность корпуса с высокой грузоподъемностью и возможностью самоустанавливаться, компенсируя смещения (биения) вала; обладает износоустойчивостью при высоких нагрузках; устанавливается в машинах с вибрацией.
N — сферический роликовый подшипник: обладает возможностью компенсировать отклонения вала на 1-2 градуса при высокой статической нагрузке и быстром вращении.
O — двухрядный конический радиально-упорный: воспринимает среднюю радиальную и двустороннюю осевую нагрузки при большом отягощении компактного узла; устанавливается в буксах ж/д транспорта.
P — упорный шариковый: устанавливается для восприятия осевой нагрузки при поворотах в одном направлении; разъемная конструкция для последовательного монтажа; применяется на транспорте, в поворотных устройствах, домкратах.
Q — упорный конический подшипник с латунным сепаратором: предназначен для восприятия тяжелых осевых нагрузок в компактных подъемно-поворотных устройствах, в роботостроении; имеют жесткий ход и высокую износоустойчивость, выдерживает вибрацию, удары.
R — сфероконический упорно-радиальный: воспринимает комбинированные нагрузки с большим отягощением как в осевом, так и радиальном направлениях; сочетает разъемную конструкцию с возможностью компенсировать нарушения соосности в самых тяжелых условиях.
S — упорный цилиндрический роликоподшипник: воспринимает тяжелую осевую и ударную нагрузки в поворотных устройствах; жесткая компактная разъемная конструкция.
T — упорный цилиндрический подшипник без колец: сверхкомпактная конструкция; устанавливается в поворотные опоры, контактные поверхности которых могут выполнять функции колец.
U — комбинированный подшипник: применяется в компактных узлах, заменяет сочетание отдельных однорядных.
Сдвоенные упорные подшипники рассчитаны на осевую нагрузку при поворотах в обоих направлениях.
Корпусные подшипники качения комплектуются корпусами различных типов и применяются в технике легкой промышленности, сельского хозяйства.